Арви Хэкер: мой дзэн.

"Нет байта выше ff"
Про одну черезчур увлёкшуюся русскую буддистку XIX века...



А судьи кто?

   Данная домашняя страничка специально создана для участников популярного Интернет-ресурса "Буддийский форум". Наткнувшись в первый раз на то, что Модератор (из-за суеверного страха о закрытии своего форума?) удалил мой наиболее "острый" мессаг, я решил сам позаботиться о сохранении некоторых моих писем.

   К слову сказать, на вопрос о своей буддийской традиции (и принимал ли он прибежище вообще) и о том, какие у него критерии "буддийскости взглядов" уважаемый Модератор мне не ответил. И я задался древним вопросом: "А судьи кто?" Тем более, что даже некоторые уважаемые мной Дзэн-буддисты, участвуя в Форуме, отдают себя и свои тексты на суд "саминезнаемкого". Подобное же невежество, как мы увидим, приводит к страданиям.

   Что произойдёт, если мусульманина поставить судить еврея? Или прилежного ученика хинаяны попросить оценить высказывание великого Мастера Дзэн Уммона по поводу Будды: "сухое говно на палочке?" (случай XXI из Мумонкана). Кстати, это любимое высказывание уважаемого буддистского комментатора Р.Х.Блайса. Так что даже страусиное зарывание головы в песок "такое лишь Просветлённому позволено" не пройдёт! Даже начинающим дзэн-буддистам приходится не только понять, но ещё и объяснять эти слова Мастера.

   Мой опыт позволяет предположить, что проверенный мной Форум более "о буддизме", чем буддисткий. Нет просветлённого человека, создавшего этот форум с целью, чтобы другие посетители форума тоже достигли просветления. Не видно даже мирянина, который бы доверял буддистским традициям и старался всем нам помочь. Форум создали другие люди и с другой целью. Чей же это форум? Возможно, он организован для нас теософами или другими "изучателями" буддистов. По крайней мере на моё письмо с выражением недоверия теософам (оригинал на Форуме) таинственный Модератор поставил рецензию "пропаганда небуддийских взглядов". Мой аккаунт на Форуме заблокирован (срок неопределён), поэтому отвечать я могу лишь здесь или на других форумах. Чтож, почему бы не ответить?

   Сами теософы от Форума открещиваются. Кто же чувствует свою родню со всемирно известными "объединятелями всех традиций"? Дальнейшее изучение показало, что сайт создан на том же "движке", что и англоязычный сайт The Theravada Buddhism Web Directory and Portal. Причём авторство хинаянского сайта вполне благородно и не скрывается: это ув.Kumara Bhikkhu из Малазии, Dennis Khong и Lee Yu Ban. С октября 2003 сайт Sadhu! поддерживается киевляниным Дмитрий Ивахненко (Dimitry Ivakhnenko) и "на стороне сервера" Валерием Павловом (Valery Pavlov) из Екатеринбурга. Большое спасибо ув. тхеравадинскому монаху Кумара за временную заботу о буддизме России!

   Место проекту Sadhu! предоставлено опять же хинаянской традицией. Дмитрий ведёт сайт Тхеравады "Колесо Дхармы", хостинг в Екатеринбурге, вероятно, предоставляет его друг Валера. IP-адрес Ассоциации *Буддизм в Интернете* (212.220.199.6) совпадает с ip-адресом "Колеса Дхармы". Спасибо нашим двум друзьям малой колесницы за желание помочь Махаяне и Дзэн! Но есть ли у них компетентность в этих совершенно отличных буддистских ветвях и искренне ли желание помочь дзэн-буддистам в распространении нашего подчас шокирующего учения?

   Анонимный Модератор из Екатеринбурга (тот самый Валера) давно занимается не только "серверной стороной", но уже взял на себя обязанность судить других буддистов. Указывать практикующим, что есть дзэн, а что не есть дзэн. Разумеется, по известным ему правилам тибетского буддизма традиции ув.Еше Лодой Ринпоче — только, к сожалению, в анонимном варианте. Конечно, если Валера не изобрёл сам некий "универсальный буддизм", отличающийся от буддизма его линии. У нас ведь рождаются в России личности, сильные духом: Христос Виссарион, Первый Патриарх Сергей Бугаев и т.д. Экуменистические учения которых я тоже уважаю, тоже не проверял, да и проверять пока не слишком хочу.

   Кстати, на сайте Валеры в качестве электронного адреса скромно предлагается та же форма, что служит для общения с анонимным Модератором. Что ещё раз доказывает, что истинное имя (c) Вернор Виндж скрывающегося Модератора найдено..

   Люди Дзэн — будьте осторожны! Во фразе "к нам могут присоединиться любые направления буддизма" под нами прячется Хинаяна. Хотите, как Валера, присоединяться к Малой Колеснице? Тогда придётся и вести себя, как в чужом монастыре. Об откровенных разговорах придётся забыть, уже проверено. Будем учиться называть хинаяну Тхеравадой, как учат хинаянцев Великие Учителя Тхеравады — пофигу, как называли Малую Колесницу наши просветлённые Учителя.

   Да кого они, бля, волнуют? Ведь мы узнаем в мельчайших подробностях и о других сокровищах нашего соседа, заглянем в его кошелёк. И, возможно, даже посмотрим урывками на его голую жену, несравненную красавицу. Да! Забудем о резких выкриках, дзэнских парадоксах и даже говне на палочке. Давайте вернёмся к нашим общим корням — к самому Будде! Как его трактует современная хинаяна, конечно...

   НЕТ — УЖ ЛУЧШЕ ВЫ К НАМ. Палка старика Линьцзи научит любого Валеру "Модератора" отличать нейтральную среду от анонимной. Да! Заглядывайте на медитацию — настало время уже Тхераваде бросить отмежёвываться и вернуться к нашим общим корням, к Будде! Обрести совершенное понимание узости текстов и символов, смело проявленное Мастером Уммоном и донесённое будда-предками до наших дней. Давайте перестанем употреблять термин "тхеравада" (учение Старейшин), оскорбляющий дзэн-буддистов (ведь все знают, что старейшее учение Будды у нас) и начнём честно и искренне говорить нейтральное и подлинно древнее слово "Хинаяна".

   Ведь Хинаяна — это просто малая колесница, учение для людей с малыми способностями. Для тех, кто не является мастером боевых или компьютерных искусств. Кто просто прилежно переписывает и заучивает наизусть сутры, придираясь к букве и звуку. Выполняет древние ритуалы, ревниво следя за точностью исполнения.

   Сейчас мы точно знаем, какой традиции предъявлять счёт за покраску забора. Конечно, Валера будет утверждать, что судит нас "чисто по учению Будды", "общему для всех" и сохранённому для нас Хинаяной. Но не секрет, что тибетцы сами изначально отвергли китайский буддизм (учение Будды, принесённое Мастером Хэшаном!), и с тех пор их понимание Дзэн не сильно выросло.

   Вот мои письма, без цензуры:

  1. Сутры, теософия, РПЦ (Ответ Борису, удалён с Форума Модератором),
  2. Критика теософов и указание на приоритет правильной передачи сутр буддистскими традициями (Удачный ответ стороннику теософии Ziatz'у, за который Модератор меня и удалил с Форума).

   Ответы практикующим дзэн-буддистам и другим участникам Форума, написанные во время отключения (если задали мне вопрос на Форуме, заглядывайте сюда периодически):

   Мне интересна дискуссия и обратная связь. Тема выкладывания сутр, теософии — интересная тема. Я готов послушать разные точки зрения. Возможно, узнать или сообщить что-то новое. Но пока "Буддийский форум" цензурят хинаянцы, это вряд ли позволят нам сделать. :( Там будет распространяться только ИХ версия буддизма, а МЫ должны вести себя политкорректно. То есть высказывать лишь те мысли, которые приняты у Валеры.

   Поэтому я жду, когда в Интернете появится истинно буддистский форум — где мы сможем свободно и искренне беседовать на те темы, которые нам интересны. Без страха за временные Интернет-постройки — но и без перехода на личности и оскорбления собеседников. Форум буддистов, а не анонимных буддийцев.

Меня нет — где Дзэн?

   Дзэн есть и всегда был в глубинах вашего сердца. И нет другого места, где он мог бы находиться. Мой путь пролёг через изучение компьютеров. Ваш путь к себе может лежать через боевые искусства или чайную церемонию. Быть непохож на мой — но быть не менее Дзэном, чем мой. Но как избежать всяких советчиков, начитавшихся книжек и заставляющих вас идти чужим путём, а не своим собственным?

   Обратите внимание на тех участников Форума, у кого есть собственный опыт Дзэн. Пока нет своего опыта, изучайте живой опыт практикующих России — это куда лучше мёртвых книг. Только остерегайтесь обезьянничья, т.к. это уже будет попытка ходить чужими ногами или покататься у брата на шее.

   Люди с сильной практикой Дзэн, к мнению которых на Форуме стоит прислушиваться в моё отсутствие: Банзай (дзэн-буддист направления Сото Дзэн). Замечу, что это вовсе не означает, что наши мнения по интересующему вас вопросу совпадают. Просто, помимо практикующих буддистов, на Форуме есть много хороших ораторов, чьё знание о буддизме — книжное или с чужих (пусть даже очень авторитетных) слов. Кто способен вас убедить в чём угодно. Но, увы, не знает, в чём стоит убеждать людей, а в чём стоит разубеждать.

   Другие незашоренные участники, с меньшим опытом Дзэн, но которые обязательно достигнут просветления, так как уделяют внимание не только праздным беседам, но и практике Дзэн: yogic (чань-буддизм направления Мастера Шэн-Яня).

   Люди, с которыми я не практиковал, но которые часто демонстрируют наличие у них мудрости и понимания буддизма не на словах, а на деле: Ersh, Борис. Благодаря всем этим людям (и многим неназванным) у участников Форума есть возможность встретиться с учением Будды и начать собственную практику. Узнать, что есть буддизм для вас.

   На оставшемся месте напишу что-нибудь о себе — для тех, кто захочет узнать обо мне побольше, из первых нулевых рук. Тематика этой странички сосредоточена не столько на моей личности (пусть это интересует моих возлюбленных в течении ближайших 30-70 лет), сколько на моём духовном пути. Пути одного из нас — жителей России, однажды пришедших в комнату Дхармы, севших на подушечку для медитации и начавших практиковать дзэн. Узнавая на собственном опыте то, о чём многие читали лишь в увлекательных книжках для мирян и на веб-страницах.

Мой духовный путь.

1. Слова Будды и слова о Будде.

   Впервые с рассказами о Будде я столкнулся в двух местах — оба произвели на меня неизгладимое впечатление. Во-первых, это лекция в Новом Акрополе. Старое здание на "Белорусской". Рядом с современным "Путём к себе". Меня ещё поразил циничный контраст между рассказами об аскетических подвигах Будды и явными цивильными, привыкшими к сытости и приличной одежде людьми на сцене и в зрительном зале. Много путешествуя автостопом, без денег, я немного представлял, каким испытаниям подвергает жизнь странствующего монаха. И мой опыт не позволял поверить в искренность и понимание этих людей, рассказывающих "о" буддизме. И слушающих, но не слышащих зрителях. Они же первые отвернулись бы от Будды, встретя его на улице в одежде вонючего бомжа аскета. Способы преподнесения учения для них важнее самого учения. Позже, встретив монахов дзэн, я нашёл в них истинное понимание. Но знания, вынесенные с той лекции, мне позволили лучше понимать некоторых русских "буддистов".

   Вторая, уже более серьёзная встреча, произошла в Киеве. Я пошёл в магазин, чтобы купить продуктов на флэт Оксаны, что на Святошино. И зачем-то зашёл на почту. В поисках чтения? Там, направившись к торговому отделу, увидел невзрачную книжку в мягкой обложке. На белой обложке, в рамочке зелёного узора, была надпись Алмазная Сутра. Почему я её купил? Вероятно, что-то всплыло в памяти из битников, 60х США,.. Я ещё долго думал: "А та ли эта сутра?" Забегая вперёд скажу — да, та самая сутра. ;-)

   Открыв её, стал читать. На флэту, в дороге. Из этого чтения мне на всю жизнь запомнился один момент. Когда я понял, что вся книга представляет из себя на ходу сочиняемое и порой явно натянутое ИМХО некоевого Ошо по поводу более древнего текста. Из-за которого я книжку и купил, и цитаты которого разбавлялись долгими (хотя и увлекательными) спекуляциями, в которых любой автостопщик и сам мастак.

   И тогда я совершил, наверное, свой первый в жизни духовный поступок, если не считать покупку этой книги. Помню его отчётливо, хотя это и не словесная память, и не образная. Перелистнув всю сладкоречивую и соблазнительную тягомотину, я стал вчитываться в сложный священный текст. Как будто прорвавшись сквозь какую-то плёнку, начал воспринимать самостоятельно, напрямую. Своими глазами, своим сердцем, своей душой — отбросив красивейшую призму восприятия Ошо. Алмазная Сутра поистине перевернула меня — как и многих, кому я давал её читать после того случая. Закончил читать Алмазную Сутру я уже совсем другим человеком. Текст Алмазной Сутры для меня навсегда связан с Киевом. Священным местом, где я впервые познакомился с Алмазной Сутрой.

2. Большая "хиповская война".

   Это преображение, через несколько лет помноженное на изучение и перешагивание через Ричарда Баха, привело меня не только к обретению себя, но и к одной из самых крупных ссор в моей жизни. Еврейская диаспора Санкт-Петербурга (называющая себя "хиппи" лишь чтобы сохранить в песочнице далёкие от меня религиозные догмы иудаизма), с которой я когда-то был очень дружен, потеряла со мной общий язык и резко настроилась против меня. Произошла небольшая буря в стакане — всегда сопутствующая очередному духовному прорыву. Действительно, я сознательно отрезал все пути управления мной, стал "потерян" для душеприказчиков от иудаизма и даже христианства.

   Если разобраться, то вся моя резкая критика в адрес современного иудаизма и христианства вызвана тем, что мне удалось взглянуть за горизонт современных представлений и обрести твёрдую опору в собственном сердце. В истории разных народов подобное случалось, тысячи раз. Но кто будет разбираться, когда фанатикам устаревших догм проще побить непонятого человека камнями или сжечь его на костре?

   Этот опыт дал мне понять, что такое религия. И научил отличать друзей (Михаил Рамендик, Дункан) от верующих (Яр Маев, Печкин). Ценить первых и узнать свойства вторых. Впоследствии практика Дзэн смогла помочь мне понять причины существования верующих на этой планете (отчасти смириться с этим) и найти этот выход, за пределы всех схем и алгоритмов.

   Удивительно, что мастера Дзэн могли найти его даже в докомпьютерную эпоху.

(продолжение, приведшее к открытию в декабре 1996 года Гражданской Школы Хэкеров — действия, после которого мир уже никогда не станет прежним, когда-нибудь будет опубликовано)

Интернет.

   Другие ресурсы, ассоциируемые со мной или близкие мне по духу:

   Ссылки на важные и своевременные статьи, рекомендуемые к прочтению:


Авторское право © 2004, Васильев Илья Владимирович
При использовании информации с ссылкой на меня требуется моё личное разрешение.


Hosted by uCoz